Кочетовский гидроузел

                             Из истории Кочетовского гидроузла

Бурный рост промышленности Донецкого бассейна в 1880—1900 годы вызвал резкое увеличение объёма перевозок — угля и хлеба в порты Азовского моря, обратно — лесных материалов на шахты Донбасса. В отсутствие развитой сети железных дорог экономически целесообразным оказалось создание шлюзованных систем Северского Донца и Нижнего Дона. Предыстория проектирования и строительства сооружения №1 на реке Дон (так в документах начала прошлого века назывался Кочетовский гидроузел) неразрывно связана с Северско-Донецкой шлюзованной системой.

Подробный проект шлюзования реки Дон от хутора Калач до впадения в него Северского Донца, разработанный Н.П. Пузыревским, министерство путей сообщения представило на законодательное рассмотрение. Император Николай II начертал: «Быть по сему». В 1911—1914 годах было построено шесть гидроузлов Северско-Донецкой шлюзованной системы, а в период с 1914 по 1919 год — гидроузел №1 у станицы Кочетовской. Пробный кратковременный подъём плотины, с набором верхнего бьефа, дан перед ледоставом в конце ноября 1919 года. По спаде весенних паводковых вод в 1920 году плотина была поднята, и сооружение вступило в эксплуатацию. За первую навигацию через гидроузел было прошлюзовано 767 судов с 24600 тоннами груза.

Строительство Кочетовского гидроузла осуществлялось в годы Первой мировой войны, в том числе с использованием труда военнопленных — немцев, австрийцев и венгров. Максимальная их численность доходила до 2356 человек. Уже в 1918 году военнопленные были сняты с работ и отправлены на родину.

Шла Гражданская война. В январе Красная Армия заняла Ростов-на-Дону и Новочеркасск, а в марте полностью было подавлено сопротивление казаков в Донецкой области. Однако новой власти тоже были нужны водные пути, поэтому пришлось устранять все недоделки и вскрытые дефекты, уже начиная с первой полномасштабной навигации 1920 года. В 1928—1932 годах было построено дополнительное отверстие плотины, как водослив с широким порогом шириной 40 метров, что только частично сняло проблему пропуска паводковых вод.

В 1942 году, во время фашистской оккупации Ростовской области, инженерная служба вермахта «Тодда», чтобы организовать доставку угля из приречных районов Донецкого бассейна, пыталась ввести гидроузел в эксплуатацию. Но благодаря действиям работников гидроузла, которые перед приходом немцев опустили плотину на порог, вытащили фермы Поаре из подшипников и обрубили тяговые цепи, попытка оккупантам не удалась, они не смогли восстановить гидроузел.

После освобождения Ростовской области, в межнавигационный период с 1943 по 1944 год, военно-восстановительный отряд выполнил необходимый ремонт всех гидроузлов CДШС, в том числе Кочетовского гидроузла, и с весны 1944 года началась навигация.

Уже в 50—60-е годы прошлого века, после ввода в эксплуатацию Волго-Донского канала и в связи с увеличением габаритов новых судов, старый Кочетовский шлюз требовал реконструкции. Его габариты стали серьёзным препятствием для судоходства, так как суда нового поколения, достигавшие в длину 130—140 метров, в камеру шлюза просто не помещались. Крупные работы по проекту института «Гипроречтранс» здесь были начаты в середине 50-х годов, а завершены, в основном, в 1969 году.

В результате шлюз был приведён в полное соответствие с габаритами таких же сооружений Волго-Донского канала. Габариты обновлённой камеры составили 145х17 метров. В те же годы в комплекс сооружений Кочетовского гидроузла была включена возведённая на месте дополнительного отверстия трёхпролётная водосливная плотина с рыбопропускным шлюзом. Построены верхние и нижние причальные направляющие, возведены здания механизмов с центральным пультом управления, надстроены парапеты камеры, проведена замена электромеханического оборудования шлюза.

К 1990-м годам Кочетовский гидроузел снова устарел. Дальнейшее расширение габаритов старой шлюзовой камеры признано нерациональным. Выгоднее было построить рядом со старой камерой новый современный шлюз стандартных габаритов, который возьмёт на себя основной поток больших судов. Первоначальный проект реконструкции со строительством второй нитки шлюза был разработан «Гипроречтрансом» ещё в 1990 году, но его реализации помешали события, приведшие к развалу единого государства. Лишь в 2001 году проект был возобновлён. Государственный контракт №158 с ЗАО «ГТ «МорРечСтрой» на строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла был подписан сторонами 24 мая 2004 года.

Параметры второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла: протяжённость вместе с подходными каналами — два километра, причально-направляющих сооружений — 1,5 километра. Габариты камеры шлюза: длина 156,6 м, ширина 18 м, высота от днища 12,4 м, глубина на пороге шлюза пять метров. На возведении этого уникального объекта нередко одновременно работало более 500 человек и более 100 единиц тяжёлой строительной техники.

В конце декабря 2006 г. успешно проведено технологическое испытание шлюза с пропуском грузового судна. Первый пропуск судов через новую нитку шлюза в режиме пусконаладочных работ состоялся в день открытия навигации на Кочетовском гидроузле - 1 апреля 2008г.

19 июня 2008 г. Государственная комиссия, состоящая из представителей Росморечфлота, МЧС, органов надзора, администрации Ростовской области, подписала акт приемки второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла. Документ утвержден руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта А.А. Давыденко.

Ввод в эксплуатацию второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла позволил устранить одно из узких мест на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации (ЕГС).

Ввод в эксплуатацию второй нитки шлюза позволил решить следующие задачи:

- ликвидировал лимитирующий участок на Нижнем Дону для обеспечения гарантированной глубины 4,0 метра на ЕГС;

- обеспечил безопасные условия судоходства на межбассейновом соединении Азов - Астрахань;

- повысил конкурентоспособность российской части международного транспортного коридора «Север - Юг»;

- снизил  транспортные издержки российских экспортеров за счет использования полной проектной грузоподъемности судов. Новый шлюз с общими габаритами 156,6х18,1х5,5 м позволил  шлюзовать современные грузовые суда водоизмещением до 8 тыс. т, а также пассажирские теплоходы, пассажировместимостъю до 400 чел.;

- увеличил пропускную способность водных путей на участке Азов - Волгоград на 7,3 млн тонн грузов.

Завершение строительства второй нитки шлюза имеет особую экономическую и социальную значимость, способствует дальнейшему развитию экспортно-импортных перевозок ЕГС, что усиливает значимость ЕГС в целом и особенно на участке от Астрахани до Азовского моря.

Ввод в эксплуатацию второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла стал  началом развития инфраструктуры всего Волго-Донского водного пути.

Интеграция Российских внутренних водных путей в международную транспортную сеть, включая подготовку внутренних водных путей для плавания судов под иностранным флагом, с вводом в эксплуатацию Кочетовского гидроузла стал  реально выполнимым проектом на участке Азов - Каспий.

 3 июля 2010 года коллектив гидроузла отпраздновал своё 90-летие.


Информация размещена: 09.02.2017      Информация изменена:09.02.2017

Кочетовский гидроузел (история)




Кочетовский гидроузел





Карта сайта | Версия для печати | © 2009 - 2020 Администрация Семикаракорского района Яндекс.Метрика